Обитель Зла / Resident Evil - Киномарафон, ч.1
Будучи воодушевленным недавним Resident Evil Requiem, я решил освежить в памяти ту самую серию фильмов по известнейшей франшизе Capcom и буквально за сутки посмотрел все 6 номерных фильмов Обитель Зла. И вот теперь мне есть, что сказать. Начнем с самой первой части.
Постараюсь не копировать Вики и общеизвестные факты, а, скорее, рассказать о том, как смотрятся эти фильмы сегодня в 2026 году, что в них хорошего, а что - не очень. И стоит ли их смотреть, в целом?
Итак, мы начинаем погружение.
Первый фильм, эх... Помню, как будучи то ли в 9м, то ли в 10м классе мы с товарищами пошли на премьеру в местный кинотеатр. В те годы я не был сильно избалован хоррорами (как-то я их не любил) и данное творение произвело на меня довольно сильное впечатление: причем не столько монстрами и зомби, сколько клаустрофобной давящей атмосферой, приправленной временными рамками, вплетенными в сюжет. С недельку после просмотра засыпать было страшновато. Было же время. Впечатления можно было сравнить с первым прохождением DOOM 3 в плане эмоций... Но я отвлекся.
Первая экранизация была довольно ожидаема - ведь на момент выхода франшиза имела приличную фанбазу. Режиссерское кресло занял Пол W.S. Андерсон, ранее подаривший нам гениальную экранизацию "Смертельной Битвы" - да, да, ту самую, лучшую - 1994г.
Глобально мистер Андерсон решил не копировать сюжет какой-либо из игр полностью, а взять оттуда лишь общую концепцию - злодейская корпорация Umbrella, под видом фарм-компании занимающаяся разработкой био-оружия, Ракун-Сити (Енотоград / Енотовск, если бы он был чуть ближе и роднее), отряд спецназа STARS и тому подобные моменты.
Сюда же отнесем и введение совершенно новой героини по имени Элис, которая красной нитью пройдет / пролетит / проедет сквозь все фильмы франшизы, неся на себе сюжетное бремя.
В начале нам показывают будни в неком офисе, по совместительству - лаборатории: все снуют по кордорам, ездят лифты и так далее. Внезапно кто-то где-то роняет красивую капсулу синего цвета и начинается сущий кошмар - люди набрасываются друг на друга. На этот экспозиция завершена.
Дальше сюжет переносит нас в особняк, где и просыпается главная героиня. Тут явно чувствуется отсылка к первой игре - там был особняк? Ну и мы тоже сделаем, чтобы того... узнаваемо чтобы.
Не буду разводить демагогию и описывать весь сюжет покадрово, вот краткая выжимка.
В гигантском лабораторном комплексе под Ракун-Сити случился инцидент с распространением Т-вируса, спецотряду необходимо проникнуть внутрь и вроде как отключить супер-ИИ Красная Королева, которая постаралась уничтожить находившихся в комплексе людей и запереть всех внутри, дабы не допустить распространение вируса за пределы комплекса. Задача на раз-два - зайти и выйти. Если бы не то, что обитает в недрах комплекса.
В процессе Элис вспомнит, что она работала в охране Амбреллы, что была замужем за Спенсером (что?), что брак был прикрытием для работы на Амбреллу (что-что?), и что она сама собиралась предать своего работодателя, передав образцы вируса через работницу комплекса Лизу ее брату Мэтту (чего?)
Если задавать прямые вопросы, то сценарные ходы могут показаться надуманными. Однако, оставим это на совести сценариста, - ибо, в целом картина ощущается крепкой и, хотя бы, не разваливающейся на куски.
В целом, сюжетную часть можно считать ну... плюс-минус. Я откровенно не понимаю, зачем отряду вообще понадобилось туда идти, если комплекс оборудован тысячей камер и суть инцидента и так была ясна всему руководству. Спецназ оттуда ничего не забрал, никакие следы не подчистил. Они просто дошли до Королевы, выключили ее, ох**ли от происходящего и начали уносить ноги подобру-поздорову, пока не откусили им чего лишнего.
Но да ладно, сюжет есть и хорошо. То, что уважаемый мистер Андерсон будет творить дальше в рамках франзизы - оооо..., по сравнению с этим сюжет первой части это прямо образец логики
Давайте разбираться.
Как я уже упоминал выше - атмосфера жуткого подземного комплекса удалась на славу. Кабинеты, кровь, жуткие колбы с плавающими в них существами, темнота, мигающий свет - все атрибуты классического ужастика здесь есть. Клаустрофобия давит во все поля.
Вот именно из-за этой атмосферы фильм смотрится прилично даже сейчас.
Второе - это монстры. Здесь они представлены в виде классических зомби, собак-зомби, а также Ликеров - жутких существ, лишенных глаз, но наделенных длиннейшим языком (не в плане поболтать), острыми как бритва когтями и способностью лазить по стенам и потолку, ориентируюсь исключительно на слух. Ну может еще и на обоняние, тут хз. В первой игре серии они тоже были, равно как и во второй.
И если ликер выступает здесь как босс качалки - ультимативный преследователь, которого в конце фильма таки удастся уничтожить (хм, поездом), то вот зомби настолько многочисленны, что их герои стараются обойти. Нет, поначалу они стреляют, тратят черт те сколько патронов, Мишель Родригез палит во все стороны - но вот к эпизоду с канализацией пыл утихает и герои принимают за лучшее обходить чертей стороной, что и правильно. Здесь интересно оценить - как выглядели зомби образца Пола Андерсона 2002?
Интересно, что для красивого кадра несколько зомби были классно загримированы - как на примерах выше. А вот в плане массовки - это просто криво-ходящие статисты, лица которых слегка "отбелили" и добавили чутка кетчупа. Это важное наблюдение, потому как с выходом новых частей - образ зомби будет сильно меняться. Вот ниже примеры обычных зомби, без прикрас.
Особняком стоят зомби-собаки: эффекты для 2002 года - мое почтение. Они вышли реально пугающими: разлагающиеся, окровавленные, с торчащими ребрами... Бррр...
Вот такой бестиарий был подготовлен для зрителей в первой части. В целом, задачу свою монстры выполняют - пугают и дают чувство неотвратимого преследования.
Отдельно я отмечу некоторые спецэффекты. Вот, например, та самая сцена с лазерной сеткой - поставлена очень креативно для 2002. И смерть Первого запоминалась надолго.
Довольно неприятное зрелище, опять же - с поправкой на год. Я помню, что эту сцену я вспоминал еще пару недель после похода в кинотеатр. К слову, этот персонаж, да и эта сцена еще вернутся в будущих частях (не переключайтесь)
Или же вот сама Красная Королева - ИИ, получивший голографический образ маленькой девочки, что выглядело жутковато.
Причем она в дубляже говорила именно голосом ребенка, плохо выговаривая некоторые буквы. Уж не знаю как было в оригинале, в нашем переводе пугающий эффект усиливался этой "детскостью", не совместимой с ужасами.
Если говорить о балансе хоррора и боевика - в первом фильме сочетание было просто идеальным. Моменты саспенса и жути сменялись короткими боевыми сценами, которые снова перетекали в очередную сцену со страшными звуками. Я бы даже сказал, что уклон в хоррор здесь чувствуется в большей степени - и это прекрасно. Ведь дальше франшиза будет все дальше уходить от этого чувства жути...
Для меня это идеальный пример фильма начала 2000х - в меру страшный, в меру как сейчас модно говорить "кринжовый". Надо помнить, что в то время успешных фильмов по играм особенно много и не было, за исключением той самой Смертельной Битвы. В 90е с треском провалились Супер Братья Марио и Уличный Боец. Примерно в то время начинал свою карьеру Уве Болл, похоронивший немало классных игровых серией под своей камерой в кино.
Да, в 1999 году прогремела Матрица с ее сумасшедшими эффектами и слоу-мо. И да, Резик не мог похвастать такой же крутой съемкой. Делает ли это его хуже? На мой взгляд - нет.
Обитель Зла имела приличный бюджет в 33 млн $, но пошла своим путем - не копируя игры досконально, а привнося свои элементы в узнаваемую вселенную. Хорошо это или плохо? Сложно сказать однозначно. У режиссера и сценариста не были связаны руки. В то же время эта свобода обернулась совершенно дикими сценарными ходами в следующих фильмах, о которых мы поговорим отдельно. А в рамках первого фильма - да как бы и нормально получилось. Не идеально, но для хоррор-боевика - нормально! Фильм-то в целом довольно камерный, запертый в полутемных лабораториях. Ну есть Элис в красном платье - да и хорошо, из рамок игровой вселенной она не выбивается (на тот момент!), будучи человеком, попавшим в непростую ситуацию, пусть и с поправкой на Амбреллу и Т-вирус.
Моя оценка в 2026 - 7,5 / 10
В следующий раз рассмотрим поподробнее второй фильм под названием Апокалипсис.
